ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА «ШАГ В БУДУЩЕЕ», АГИНСКОЕ, 1- 12 декабря 2025Г
— заочный отборочный этап – 01 — 05 декабря 2025 года;
— очный этап — Конференция «Шаг в будущее» — 12 декабря 2025 года.
В заочном отборочном этапе Конференции участвуют победители и призеры муниципального этапа. Муниципальные органы управления образованием высылают на адрес организаторов — stepintothefuture.75@gmail.com утвержденный Приказ со списком победителей и призеров муниципального этапа Конференции.
Участникам регионального отборочного этапа необходимо пройти регистрацию на сайте МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» (вкладка «Координационный центр Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в Агинском Бурятском округе) до 1 декабря 2025 года и сдать бумажный вариант работы техническому специалисту – Жамбаловой Александре Амагалановне, каб. Робототехники по адресу п. Агинское, ул. Бадмажабэ,2.
Программа Конференции публикуется на сайте Агинской окружной гимназии интерната и в сообществе участников Конференции в VK.com. за неделю до проведения мероприяти
2026, февраль – март, подготовка
2026, март, проведение (размещение информации в СМИ до июля 2026 г. включительно)
Всероссийский форум научной молодёжи «Шаг в будущее», посвящённый 35-летию программы
«Шаг в будущее», под девизом: «Молодёжь России – новым научно-технологическим вызовам»
Участники: 800 лучших представителей научной молодёжи, имеющих выполненные на профессиональном уровне
исследования и разработки. Состав участников – учащиеся школ, воспитанники кадетских корпусов, суворовских и
нахимовских училищ, студенты колледжей, техникумов, 1-го и 2-го курсов вузов. Формирование состава
участников: отбор на региональных соревнованиях программы «Шаг в будущее» в период октября 2025 – января
2026 года, свободный конкурс. Состав мероприятий: конференция (40 секций); научно-технологическая выставка;
посещения научных лабораторий, инженерных центров, высокотехнологичных производств; соревнование команд
регионов за Научно-технологический кубок России. Базовые организации – 11 научно-исследовательских
институтов мирового уровня и 10 ведущих университетов. Целевая функция: апробация на профессиональном
уровне и поддержка развития исследований и разработок участников, вовлечение в научно-технологическую
деятельность молодых людей, посетивших мероприятия форума. Представительство: участники из 40 субъектов РФ
и 8 федеральных округов.
2026, февраль – март, подготовка
2026, март, проведение
Российская научно-технологическая школа для молодых исследователей и разработчиков
«Искусственный интеллект в науке, технологиях, производстве»
Участники: 350 учащихся школ, воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, студентов
колледжей, техникумов, 1-го и 2-го курсов, имеющих выполненные на профессиональном уровне исследования и
разработки. Формирование состава обучающихся: отбор из 800 участников Всероссийского форума научной
молодёжи «Шаг в будущее». Состав занятий: 4 трека – «Техносфера», «Естествознание», «Математика и
информатика», «Социосфера»; лекции и мастер-классы в объёме 10-12 ак. час. для каждого трека. Целевая функция:
формирование тем исследований и разработок, выход на годовой цикл научно-технологической деятельности с
использованием искусственного интеллекта. Представительство: участники из 20 субъектов РФ и 8 федеральных
округов.
2026, март – август, подготовка
2026, сентябрь-декабрь, проведение
Российская научно-технологическая дистанционная школа-консультариум для молодых
исследователей и разработчиков «Мир искусственного интеллекта»
Участники: 2000 учащихся школ, воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ,
студентов колледжей, техникумов, 1-го и 2-го курсов вузов, в том числе молодых исследователей и разработчиков.
Формирование состава обучающихся: электронная регистрация в региональной сети программы «Шаг в будущее».
Состав занятий: 4 трека – «Техносфера», «Естествознание», «Математика и информатика», «Социосфера»; 20
интерактивных вебинаров (по 5 на каждый трек), индивидуальные консультации по результатам видео-презентаций.
Целевая функция: сопровождение выполнения исследований и разработок с использованием искусственного
интеллекта. Представительство: участники из 45 субъектов РФ и 8 федеральных округов.
2026, апрель – октябрь, подготовка
2026, октябрь, проведение
Национальное соревнование юных исследователей и разработчиков «Шаг в будущее, Юниор» под
девизом: «Магия науки и техники: Искусственный интеллект»
Участники: 300 учащихся школ не старше 7-го класса, имеющих выполненные исследования и разработки.
Формирование состава участников: отбор на региональных юниорских соревнованиях и конкурсах программы
«Шаг в будущее», свободный конкурс. Состав мероприятий: 16 секций на 4 трека – «Техносфера»,
«Естествознание», «Математика и информатика», «Социосфера»; выставка лучших проектов; лекторий и практикум
по искусственному интеллекту. Базовые организации – 4 научно-исследовательских института мирового уровня,
3 ведущих университета, Лицей наукограда Реутова. Целевая функция: вовлечение в науку и инженерное дело
младших школьников, просвещение младших школьников в области искусственного интеллекта.
Представительство: участники из 25 субъектов РФ, 5 федеральных округов.
2026, апрель – 2027, июль
Тьюторское сопровождение наиболее перспективных результатов исследований и разработок
учащихся, в том числе в области искусственного интеллекта, с использованием контактной
Интернет-площадки «Стартапы будущего»
Участники: 50 учащихся школ, воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, студентов
колледжей, техникумов, 1-го и 2-го курсов вузов, имеющих выполненные на профессиональном уровне исследования
и разработки, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Формирование состава участников: отбор
из победителей и призёров Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее», федерально-окружных и
региональных соревнований программы «Шаг в будущее». Состав занятий: дистанционные и очные консультации с
привлечением ведущих учёных и специалистов, практика в научных лабораториях и инженерных центрах. Целевая
функция: научно-технологическое развитие и продвижение лучших разработок участников проекта: инженерных
устройств, технологий, результатов исследований.
2026, май – октябрь, подготовка
2026, октябрь – ноябрь, проведение
Федерально-окружные научно-технологические школы для молодых исследователей и
разработчиков «Искусственный интеллект в научных исследованиях и технических разработках»
Участники: 500 старшеклассников и студентов 1-го и 2-го курсов вузов – молодых исследователей и разработчиков
программы «Шаг в будущее». Формирование состава обучающихся: отбор из 2500 участников Федерально-
окружных соревнований программы «Шаг в будущее». Состав занятий: 5 школ с треками по выбору организаторов
Федерально-окружных соревнований; лекции, мастер-классы, коллективные консультации в объёме 8-10 ак. час. для
каждого трека. Целевая функция: научно-методическое сопровождение выполнения исследований и разработок с
использованием искусственного интеллекта; подготовка к участию во Всероссийском форуме научной молодёжи
«Шаг в будущее», Российской научно-технологической выставке-ярмарке молодых исследователей и разработчиков
«Шаг в искусственный интеллект». Представительство: участники из 8 федеральных округов.
2026, июнь – декабрь, подготовка
2026, октябрь – 2027, январь, проведение
Федерально-окружные и региональные соревнования молодых исследователей и разработчиков
«Шаг в будущее», посвящённые 35-летию программы «Шаг в будущее», под девизом: «Молодые
исследователи и разработчики – технологическому суверенитету и лидерству России»
Участники: 2500 учащихся школ, воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ,
студентов колледжей, техникумов, 1-го и 2-го курсов вузов, имеющих выполненные на профессиональном уровне
исследования и разработки, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Формирование состава
участников: отбор на первичных соревнованиях в региональной сети программы «Шаг в будущее». Состав
соревнований: 20 научно-технологических конкурсов-смотров федерально-окружного и регионального уровней,
проводимых в форме конференции и/или выставки. Базовые организации – учреждения среднего, дополнительного
и высшего образования, научно-исследовательские институты, региональные органы исполнительной власти.
Целевая функция: апробация на профессиональном уровне и поддержка развития исследований и разработок
участников, вовлечение в научно-технологическую деятельность молодых людей, посетивших мероприятия
соревнований, отбор на Всероссийский форум научной молодёжи «Шаг в будущее». Представительство: участники
из 40 субъектов РФ и 8 федеральных округов.
Очерк о программе «Шаг в будущее», автор: А. О. Карпов
С 5 по 30 ноября в регионах России проведут пилотные занятия Российские научно-технологические школы. Участники школ – более тысячи самых одарённых и перспективных в науке и технике школьников-исследователей и студентов начальных курсов вузов страны.
Проспект книги и очерка А.О. Карпова _compressed
Вышла книга о программе «Шаг в будущее» Председателя Центрального совета программы «Шаг в будущее», доктора философских наук А.О. Карпова.
Библиографическое описание:
Карпов А.О. Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет 3.0 / Вступ. ст. Н.Г. Багдасарьян. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 584 с.
Рецензенты:
академик РАН, доктор философских наук, профессор В.А. Лекторский
почётный член РАО, доктор психологических наук Д.Б. Богоявленская.
Аннотация:
В монографии изложены ключевые вопросы становления теории и реальности общества знаний, теории и практики исследовательского образования как горизонта развития средней и высшей школ, концепции университета, реализующего три академические миссии и создающего базовые компоненты общества знаний.
Монография базируется на собственных исследованиях автора и большом объёме первоисточников, в том числе опубликованных на английском, немецком, норвежском и японском языках. Она опирается на тридцатилетний опыт реализации программы «Шаг в будущее», очерк о деятельности которой включён в книгу.
Установлен исторический хронометраж и социально-философское содержание основных теоретических понятий и событий общества знаний, определены культурная сущность труда, система разделения труда и социокогнитивная структура в обществе знаний, дана идентификация работника знаний, определена его социальная роль.
Разработана исследовательская модель образования для общества знаний. Подробно рассмотрены вопросы институциональности, среды и метода обучения, принципы генеративной дидактики, особенности исследовательского поведения и социализации научно-исследовательского типа, воспитывающей работника знаний. Изложена теория творческого пространства как когнитивно-генеративной системы. Определена новая «формула» образования, ориентированного на социокогнитивную структуру общества знаний.
Показан исторический ход трансформации модели классического университета, выявлены концептуальные источники и модели формирования университета трёх миссий, дан анализ трудностей создания в российских условиях полноценного университета 3.0, предложены способы его конструирования. Изложены NCI&E-модель университета 3.0 и бизнес-концепция экспертно-технологического консорциума как ведущего инструмента его деятельности.