ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА “ШАГ В БУДУЩЕЕ”, РОССИЯ, МОСКВА, 24-28 МАРТА 2025Г.
Национальное соревнование «Шаг в будущее, ЮНИОР» проводится для учащихся 1-6-го класса школы. Соревнование проводится в очной форме, дистанционное участие не предусмотрено. Отбор на соревнование конкурсный. На конкурс автор предоставляет только одну работу и без соавторов. Регистрация участников соревнования, их проектов и виде-презентаций откроется 3 марта 2025 г. на сайте соревнования https://шагвбудущее.рф и продлится до 11 мая 2025 года.
Особенности реализации
Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников
«Шаг в будущее»
вторая половина 2024 года – 2025 год
Краткие сведения
(составлены на основе Организационно-методических материалов по реализации программы «Шаг в будущее»[1])
Проект получил беспрецедентный уровень поддержки. В его адрес поступило 154 письма от организаций, взявших на себя партнёрские обязательства, в их числе: Минобрнауки России, Минобороны России, Российская академия наук, Российская академия образования, Правительство Санкт-Петербурга, региональные министерства и ведомства, Госкорпорации «Роскосмос», «Ростех», «Росатом», Российское общество «Знание», АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Ассоциация технических университетов, 11 высокотехнологичных компаний, 21 ведущий вуз, 15 научных организаций мирового уровня, 74 организации общего и дополнительного образования, другие организации.
Исследования и разработки должны представлять собой не разовый проект, а продолжительную деятельность по решению значимой научной, инженерной и/или социальной задачи (проблемы). В такой работе следует, прежде всего, опираться на познавательные принципы метода научных исследований, а не метода проектов[3], она должна культивировать порождающее (инновационное) знание[4] и формировать индивидуальную проблемно-познавательную программу[5].
В связи с новым этапом деятельности программы «Шаг в будущее» в её мероприятия были внесены существенные изменения. Рекомендуем внимательно ознакомиться с их кратким изложением.
а) Профессиональная лига: молодые исследователи и разработчики, имеющие выполненные научные или инженерные работы и принадлежащие образовательной категории студентов 1-го и 2-го курсов вузов и учащихся школ старше 7-го класса (к последним относятся учащиеся общеобразовательных учреждений, воспитанники кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, студенты колледжей, техникумов),
б) Юниорская лига: юные исследователи и разработчики, имеющие выполненные научные или инженерные работы и принадлежащие образовательной категории учащихся не старше 7-го класса (учащиеся 7-го класса составляют переходную часть юниорской группы).
в) Профориентационная лига: учащиеся школ и студенты 1-го и 2-го курсов вузов, не имеющие выполненных исследований и разработок (или не представившие их на мероприятиях проекта), но стремящиеся профессионально заниматься наукой и техникой (посетители выставок, секций, лектория, участники научно-технологических площадок, научно-технологических школ и т.п.).
Профессиональная и юниорская лига представляют собой основные познавательные группы учащихся в деятельности программы «Шаг в будущее». Познавательная работа с участниками профессиональной и юниорской лиг ведётся на основе дидактических позиций, в среде и методами исследовательского обучения[6]. Познавательная работа с участниками профориентационной группы использует способы раннего вовлечения в научно-исследовательскую деятельность[7].
В познавательном развитии учащихся, вовлечённых в научную и инженерную деятельность, следует чётко придерживаться той принципиальной позиции, что знание человеком в себе выращивается, а не передаётся ему или транслируется, и этим оно коренным образом отличается от информации[8]. Посредством когнитивно-ориентированной работы с познавательными группами учащихся программа «Шаг в будущее» реализует социализацию научно-исследовательского типа[9] и формирует исследовательское поведение научного типа[10].
К реальному сектору экономики относятся отрасли материального и нематериального производства, позволяющие получить прибыль, за исключением сферы финансовых услуг.
К организациям сферы материального производства реального сектора экономики относятся предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, топливно-энергетического комплекса и др.
К организациям сферы нематериального производства реального сектора экономики принадлежат образовательные и научные организации, предприятия, оказывающие услуги по работе с интеллектуальной собственностью, информационные, консультационные услуги, производящие культурную продукцию и реализующие услуги в области культуры (музеи, театры, зоопарки, библиотеки), медицинские учреждения, заповедники, другие организации, создающие виды нематериальных благ, которые позволяют получить прибыль.
Для культивирования практико-ориентированной направленности работ участников программы «Шаг в будущее» в первую очередь необходимо обеспечить знакомство учащихся с реальными задачами научно-технической сферы, с современными методами ведения исследований и разработок. Эффективным инструментом для такого знакомства служат научно-технологические школы, которые рекомендуется организовать на региональном уровне. Централизовано планируется провести шесть региональных школ в 2024-м и 2025-м годах.
Для усиления практико-ориентированной составляющей работ участников программы «Шаг в будущее» представляется важным обеспечить широкое вовлечение специалистов из сферы материального производства в качестве руководителей и консультантов работ.
Сведения о преимуществах, которые дают видео-презентации работ участников мероприятий программы «Шаг в будущее», приведены в следующем разделе.
– проведение регионального этапа Национального соревнования молодых научно-технологических лидеров «Будущее России» для участников профессиональной лиги и учащихся школ 7-го класса – переходная часть юниорской лиги);
– отбор рекомендуемых на Всероссийский форум научной молодёжи «Шаг в будущее» из числа учащихся школ старше 7-го класса и студентов 1-го и 2-го курсов вузов (профессиональная лига), а также учащихся школ 7-го класса (переходная часть юниорской лиги);
– отбор рекомендуемых на Национальное соревнование юных исследователей и разработчиков «Шаг в будущее, Юниор» из числа учащихся 1-6 классов школы (проведение регионального этапа юниорского соревнования);
– наличие видео-презентаций работ у значительной части участников соревнования, подготовленных согласно рамочным правилам, сведения о которых размещены на сайтах региональных представительств, а также содержатся в отдельной публикации[13];
– широкое вовлечение в мероприятия соревнования участников профориентационной лиги (посетители выставок, секций, участники научно-технологических площадок, научно-технологических школ и т.п.
– учащиеся школ старше 7-го класса и студенты 1-го и 2-го курсов вузов (профессиональная лига),
– учащиеся школ 7-го класса (переходная часть юниорской лиги),
– учащиеся школ не старше 7-го, получившие в 2024 году рекомендацию к отбору на форум по итогам Российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор».
В форуме предусмотрено два вида участия: с докладом и с видео-презентацией. Сведения об этих видах участия изложены в «Дополнениях и изменениях в правилах участия во Всероссийском форуме научной молодёжи “Шаг в будущее”», которые размещены на сайтах региональных представительств, а также содержатся в отдельной публикации[14].
В 2025 году юниорское соревнование будет называться Национальное соревнование юных исследователей и разработчиков «Шаг в будущее, Юниор». Планируемые сроки подачи заявок – 10 февраля-11 мая 2025 года, отбора – 21 апреля-25 мая 2025 года, проведения соревнования – 20-22 октября 2025 года (понедельник-среда).
Программа соревнования «Шаг в будущее, Юниор» и условия участия в нём претерпели изменения. С ними можно ознакомиться в Краткой организационной справке «Национальное соревнование юных исследователей и разработчиков “Шаг в будущее, Юниор”». Справка размещена на сайтах региональных представительств, а также содержатся в отдельной публикации[15].
Видео-презентации работ являются эффективным средством продвижения результатов в науке, технике, социальной сфере. Видео-презентации должны быть подготовлены в соответствии с рамочными правилами подготовки видео-презентаций[16]. Наличие видео-презентаций, отвечающих установленным правилам, даёт следующие преимущества.
а) На Всероссийском форуме научной молодёжи «Шаг в будущее»:
– наличие видео-презентации может оказать влияние на результаты отбора в форуме с докладом;
– не прошедшие конкурсный отбор на участие в форуме с докладом могут претендовать на участие в форуме с видео-презентацией[17];
– участники форума, представившие свои работы на выставке видео-презентаций форума, будут иметь преимущества при конкурсном отборе на Всероссийский Интернет-конкурс на самый популярный молодёжный научно-технологический проект «Идеи будущего», который пройдёт в сентябре-декабре 2025 года;
– наличие видео-презентаций у членов команд в конкурсе «Научно-технологический кубок России» учитывается при подведении его итогов (видео-презентации должны быть загружены в заявки членов команды на участие в форуме).
б) В конкурсе «Организация – Лидер программы “Шаг в будущее”» учитывается количество видео-презентаций работ участников Федерально-окружного и/или регионального соревнования, подготовленных согласно рамочным правилам и присланных до 31.12.2024 в Секретариат программы «Шаг в будущее» электронным письмом на адрес sitfp@bk.ru, содержащим файлы видеопрезентаций или ссылки на файлы, загруженные на сервис Яндекс.Диск.
в) На Национальном соревновании юных исследователей и разработчиков «Шаг в будущее, Юниор»:
– наличие видео-презентации может оказать положительное влияние на результаты конкурсного отбора на соревнование;
– участники научно-технологической выставки юниорского соревнования отбираются только из представивших видео-презентацию в составе заявки на соревнование;
– участие во Всероссийском Интернет-конкурсе на самый популярный молодёжный научно-технологический проект «Идеи будущего» может повысить внимание экспертов к работе при конкурсном отборе на соревнование.
Библиография
URL: https://шагвбудущее.рф/pr2024#rec798675402
[1] Карпов А.О. Организационно-методические материалы для Координационных центров и организаций-ассоциированных участников всех уровней по реализации Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» в период 2024-2025 учебного года. М., 2024. 52 с.
URL: https://шагвбудущее.рф/pr2024#rec798675402
[2] Проект Российского молодёжного политехнического общества, номер проекта в Фонде президентских грантов – 24-2-002179, сроки реализации проекта 01.07.2024 – 31.12.2025.
[3] Карпов А.О. Метод научных исследований vs метод проектов // Педагогика. М., 2012. № 7. С. 14-25.
В аннотации к статье допущены опечатки. Наиболее полно этот материал изложен в книге «Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет 3.0».
[4] Карпов А.О. Знание, способное порождать новое знание: ракурс науки и образования // Вопросы философии. М., 2020. № 5. С. 106-109.
[5] Карпов А.О. Проблемно-познавательная программа: обучение становлению // Педагогика. М., 2016. № 5. С. 21-27.
[6] Карпов А.О. Теоретические основы исследовательского обучения в обществе знаний // Педагогика. М., 2019. № 3. С. 4-10.
[7] Карпов А.О. Два типа раннего вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность // Педагогика. М., 2018. № 5. С. 55-59.
[8] Карпов А.О. Общество знаний: знание vs информация // Философские науки. М., 2017. № 12. С. 20-32.
[9] Карпов А.О. Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний // Современное образование. М., 2016. № 1. С. 1-19.
[10] Карпов А.О. Исследовательское поведение научного типа и отношение к истине в исследовательском образовании // Проблемы современного образования. М., 2016. № 6. С. 21-23.
[11] Карпов А.О. Феномен образования: экзистенциальный порядок бытия // Философские науки. 2024. № 67(1). С. 58.
[12] Карпов А.О. Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет 3.0. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. С. 97, 98, 106-109, 118-121, 276-284, 483, 538.
[13] Карпов А.О. Организационно-методические материалы для Координационных центров и организаций-ассоциированных участников всех уровней по реализации Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» в период 2024-2025 учебного года. М., 2024. С. 26, 27.
URL: https://шагвбудущее.рф/pr2024#rec798675402.
[14] Там же. С. 28.
[15] Там же. С. 29-30.
[16] Там же. С. 26, 27.
[17] Там же. С. 28.
С 5 по 30 ноября в регионах России проведут пилотные занятия Российские научно-технологические школы. Участники школ – более тысячи самых одарённых и перспективных в науке и технике школьников-исследователей и студентов начальных курсов вузов страны.
Брошюра школа Шаг в будущее Усолье-Сибирское
Проспект книги и очерка А.О. Карпова _compressed
Вышла книга о программе «Шаг в будущее» Председателя Центрального совета программы «Шаг в будущее», доктора философских наук А.О. Карпова.
Библиографическое описание:
Карпов А.О. Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет 3.0 / Вступ. ст. Н.Г. Багдасарьян. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 584 с.
Рецензенты:
академик РАН, доктор философских наук, профессор В.А. Лекторский
почётный член РАО, доктор психологических наук Д.Б. Богоявленская.
Аннотация:
В монографии изложены ключевые вопросы становления теории и реальности общества знаний, теории и практики исследовательского образования как горизонта развития средней и высшей школ, концепции университета, реализующего три академические миссии и создающего базовые компоненты общества знаний.
Монография базируется на собственных исследованиях автора и большом объёме первоисточников, в том числе опубликованных на английском, немецком, норвежском и японском языках. Она опирается на тридцатилетний опыт реализации программы «Шаг в будущее», очерк о деятельности которой включён в книгу.
Установлен исторический хронометраж и социально-философское содержание основных теоретических понятий и событий общества знаний, определены культурная сущность труда, система разделения труда и социокогнитивная структура в обществе знаний, дана идентификация работника знаний, определена его социальная роль.
Разработана исследовательская модель образования для общества знаний. Подробно рассмотрены вопросы институциональности, среды и метода обучения, принципы генеративной дидактики, особенности исследовательского поведения и социализации научно-исследовательского типа, воспитывающей работника знаний. Изложена теория творческого пространства как когнитивно-генеративной системы. Определена новая «формула» образования, ориентированного на социокогнитивную структуру общества знаний.
Показан исторический ход трансформации модели классического университета, выявлены концептуальные источники и модели формирования университета трёх миссий, дан анализ трудностей создания в российских условиях полноценного университета 3.0, предложены способы его конструирования. Изложены NCI&E-модель университета 3.0 и бизнес-концепция экспертно-технологического консорциума как ведущего инструмента его деятельности.