Агинская окружная гимназия-интернат в этом году отправила в большое плавание 84 гимназиста четырнадцатого выпуска. Почти столько же набрала в этом году в пятый и десятый классы. Желающих стать гимназистами много не только в Агинском округе, но и в районах Забайкальского края. Чем привлекает детей Агинская гимназия? Ответ на этот вопрос мы попытаемся раскрыть в нашей статье вместе с директором Агинской окружной гимназии-интерната, отличником народного просвещения, заслуженным работником образования Агинского Бурятского автономного округа, заслуженным учителем РФ, кандидатом социологических наук А.Д.Батомункуевой.
– Агинская окружная гимназия в этом году выпустила уже четырнадцатый выпуск. Вспомните, как все начиналось.
– Идея создания гимназии, в которой могли бы учиться самые одаренные и талантливые ребята со всего округа, принадлежит Б.Б.Жамсуеву, в 1999 году Главе Администрации Агинского Бурятского автономного округа. Эта благородная идея получила всестороннюю поддержку и органов управления образования в лице Ц.Г.Намсараевой, и родительской общественности. Благодаря акцентам, поставленным Б.Б.Жамсуевым, выверенной политике Б.Б.Дамбаевой, Агинская окружная гимназия успешно преодолела трудный путь становления, который начался с пяти класс-комплектов учащихся, педагогического коллектива в десять человек, деревянного здания начальной школы АСШ№1, с огромной веры в будущее и энтузиазма детей, педагогов, родителей, общественности и Администрации округа. В результате мы можем гордиться, что имеем современное здание гимназии, свой школьный двор и интернат, и благодаря строительству корпуса интерната, сегодня в гимназии могут обучаться дети со всего Забайкальского края. Мы можем говорить о том, что идея создания гимназии воплощена в реальность.
– Какие инновационные проекты реализуются в Агинской окружной гимназии?
– Сегодня мы много говорим о коренных изменениях, которые происходят в сфере образования. Школы России находятся на рубеже новой эпохи развития: в декабре 2012 года принят новый закон «Об образовании», прошло уже два года, как введены новые образовательные стандарты. Веление времени – это школа, которая готовит «человека будущего». Но мы ведь не знаем, каким он будет. Ключевой вопрос отечественного образования – это новый тип школы, в которой дети учатся мыслить, самостоятельно находить информацию. Поэтому мы говорим не о количестве знаний, которые школа вложит в ученика, а о степени готовности учеников применить эти знания в реальной жизни. Эти задачи решают метапредметные умения учащихся. Данными рамками определяется инновационный проект «Деятельностное содержание образования как фактор формирования метапредметных умений учащихся». Педагогический коллектив работает над совершенствованием образовательного пространства гимназии, основным направлением которого является формирование и развитие мыслительных способностей учащихся.
– Чем отличаются метапредметные уроки от обычных классных занятий?
– Эти уроки строятся больше на «жизненном» материале, в расписание уроков введены метапредметные курсы, которые направлены на формирование и развитие таких мыслительных процессов, как понимание, проблематизация, идеализация, моделирование, поиск способов решения задач, умение работать со схемами. Мы применяем новые организационные формы, которые позволяют выйти за рамки урока, класса и школы, пробуя и испытывая себя в разных социальных ролях.
– Какие деловые связи у гимназии появились за время существования?
– Я уже говорила о том, что современная школа переживает глубокое реформирование. Для успешного перехода на новые образовательные стандарты необходимы новые технологии, методы и приемы. Чтобы учить детей мыслить, педагог сам должен быть подготовленным. С прошлого года мы сотрудничаем с Московским НИИ инновационных стратегий развития общего образования. Группа ученых под руководством основоположника отечественной мыследеятельностной педагогики Ю.В.Громыко проводит у нас образовательные мастерские, наши учителя проходят стажировки в московских школах – ресурсных центрах института. Сегодня гимназия – член Ассоциации «Мыследеятельностная педагогика – школе будущего», школа-партнер Федеральной инновационной площадки «Технология достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения» по направлению «Инновационные технологии диагностики и развития базовых способностей учащихся». Кроме этого, у нас тесные связи с Республиканским национальным лицеем-интернатом №1, г.Улан-Удэ. В апреле десять учащихся восьмых классов гимназии и лицея-интерната прошли обучение по программе обмена.
– Как Вы оцениваете реализацию программ федеральных государственных образовательных стандартов в гимназии?
– В гимназии проводятся курсы для педагогов, на которых мы раскрываем понятие метапредметных технологий, рассказываем, какими должны быть метапредметные результаты и какими способностями должен обладать ребенок, который закончит школу новых стандартов. Агинский и Забайкальский институты повышения квалификации постоянно проводят курсы, буквально в эти дни мы будем проводить курсы с участием московских специалистов из НИИ ИСРОО.
Но руководителям образовательных учреждений и учителям сегодня нелегко. Ведь на самом деле мы сталкиваемся с тем, что нет конкретных критериев оценки качества образования по новым стандартам и финансового обеспечения стандартов образования. Эти проблемы находятся на стадии решения.
– Пятого июня желающие стать гимназистами учащиеся сдали вступительные экзамены. По каким критериям вы отбираете будущих гимназистов?
– Сегодня в гимназии обучается 593 ученика, 84 выпускника закончили 11 класс. В этом году мы набираем пятые и десятые классы, всего восемьдесят учеников. Как правило, желающих поступить в гимназию бывает намного больше. Важно, чтобы по окончании начальной школы имели элементарную грамотность. Мы отдаем предпочтение детям, которые не просто умеют читать и писать, но и умеют понимать прочитанный текст и решить предложенную задачу.
– Я знаю, что многие кандидаты в гимназисты приезжают не только из разных уголков Агинского округа, но и из близлежащих районов. Как устроен быт в общежитии гимназии?
– Сегодня в интернате гимназии проживают 86 детей из одиннадцати районов Забайкальского края. Здесь созданы все условия для комфортного проживания детей, а также для организации воспитательного процесса. Стоит отметить оснащенность интерната: есть компьютерный класс, подключенный к сети интернет, Wi-Fi. Полностью оборудованы пищеблок, прачечная, медицинский блок. Ребята могут воспользоваться и автоматическими стиральными машинами для стирки одежды. Организовано полноценное четырехразовое горячее питание за счет родительских средств. Родители вносят ежемесячно две тысячи рублей только на питание ребенка.
Также особое внимание уделяется безопасному проживанию детей, поэтому установлена наружная система видеонаблюдения, кнопка тревожной сигнализации, противопожарная система.
– В гимназии царит какой-то особый дух творчества и единения. Как вы этого добиваетесь?
– Особый дух единения и творчества в гимназии создается, в первую очередь, теми традициями, которые были заложены с самого начала, демократичным стилем взаимоотношений между учителями и учениками, а также доверием и поддержкой между младшими и старшими гимназистами.
Гимназический стиль жизни предполагает исследовательскую деятельность учащихся, зимние, летние сессии старшеклассников, публичную защиту социальных проектов, активное участие всех учащихся в мероприятиях. Такие традиции, как посвящение в гимназисты, выборы, вручение званий «Ученик года», «Класс года», «Академик, магистры и бакалавры Малой академии наук», занесение лучших учеников в «Книгу Почета», «Книгу рекордов» гимназии, способствуют укреплению гимназического уклада.
Кропотливая работа с одаренными детьми дает хорошие результаты. В этом году гимназия выпускает 26 золотых и серебряных медалистов.
– Многие ребята мечтают попасть в управленческие классы гимназии. Сегодня выпускники этого класса занимают должности управленцев?
– В 2000 году мы создали управленческий класс с целью формирования новых лидеров, управленческой элиты Агинского округа. Первый управленческий класс мы набрали в 1999 году. С нами работали научные руководители из Москвы В.Н.Иванов, Н.В.Маслова – три года подряд проводили курсы с учителями, проводили занятия с детьми.
Надо отметить, что наши выпускники сегодня работают в администрациях округа, района, городского округа, а также в федеральных государственных структурах, но, к сожалению, большая часть остается в городах. Недавно главой СП «Южный Аргалей» избран представитель первого выпуска управленцев Дылгыр Цыремпилов.
Среди выпускников гимназии есть трое кандидатов наук, еще столько же пишут кандидатские диссертации.
В прошлом году в Дальневосточный федеральный университет, который открылся на острове Русский, поступили восемнадцать выпускников гимназии. А поступают они в учебные заведения не только России, но и Китая, Монголии, Чехословакии.
А в Новосибирске даже создана своя гимназическая диаспора, потому что в последние десять лет у нас существовал договор с Новосибирским университетом и ежегодно шесть выпускников поступали на самые престижные факультеты этого университета.
Кроме этого, мы реализуем программу «Школа лидера», дети занимаются по таким интересным предметам, как «Основы социального управления», «Управленческая культура», реализуя свои лидерские качества на разных мероприятиях.
Каждый год гимназия совместно с отделом социального развития Администрации округа, как учредителем, проводит окружной конкурс лидеров школьного самоуправления, победители которого выдвигаются на президентские гранты.
Также с 2000 года мы являемся головным координационным центром Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по Забайкальскому краю. Успешно участвуем в международной программе «FLEX» по обмену будущих лидеров. Недавно вернулась из Америки и сдала ЕГЭ наша выпускница Дарима Ринчинова. А в этом году в Америку собирается шестая победительница программы Дарима Дашидондокова.
– Как проводят лето агинские гимназисты?
– В 2007 году у нас открылся профильный лагерь по иностранным языкам – английский и китайский языки. Этот лагерь пользуется большой популярностью у ребят. С ними в течение трех недель занимаются преподаватели – носители этих языков. Три года назад этот лагерь стал многопрофильным – кроме иностранных языков появились направления «Информационные технологии» и «Естественные науки». Сегодня лагерь принимает 70 детей. Ребята выезжают в экспедиции, изучают историю родной земли.
В этом году двадцать участников оркестра бурятских народных инструментов АОГИ «Булжамуур» выезжают на фестиваль в Анапу, в ДСОЛ «Билюг» на краевую летнюю профильную смену «Юные дарования Забайкалья – 2013».
По десять детей отдохнут, а заодно пройдут социальную практику на базе лагерей наших деловых партнеров – это этнокультурный образовательный центр «Развитие» в с.Тюнгур Республики Горный Алтай, а также на базе Международного лагеря Юнеско в г.Екатеринбург.
Двадцать детей отправились с преподавателями китайского языка в Пекин на языковую практику.
– Спасибо большое. Пожелаем вам успехов в дальнейшей работе, а гимназии – оставаться флагманом образования не только нашего региона, но и необъятной России.